Рус / Eng

Вольдемар Яковлевич Павилайнен

Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры теории упругости математико-механического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Работал в Проектном институте №1 с 1961-го по 1980-й год – инженер, затем главный специалист, начальник расчетного отдела. Лауреат премии Совета министров СССР и Государственной премии.

От первого лица:

Я призвался в армию в конце 1944 года, это еще война была. После демобилизации закончил кафедру теории упругости матмеха Ленинградского университета, потом аспирантуру и работал на кафедре младшим научным сотрудником. К нам часто посылали молодых инженеров из Проектного института № 1 на консультацию. Их в основном консультировал мой учитель академик Валентин Валентинович Новожилов, светлая память. Объяснял он на соответствующем уровне и чувствовал, что они все-таки часто чего-то не понимают, приходится снова рассказывать. Тогда он сказал – вот вам мой ученик в помощь, пусть он у вас работает, а если уж и он мало ли встанет в тупик, тогда уж придет ко мне.

А если серьезно, то они тогда разворачивали большую работу по проектированию так называемых подкрепленных оболочек, и им был нужен специалист. Так я попал в Проектный институт №1 – сначала инженером, потом старшим инженером, закончил главным специалистом и начальником расчетного отдела. В 60-е годы, когда я туда пришел, мы проектировали оболочки в основном для цехов, способные перекрывать большой пролет и воспринимать нагрузку, причем от типовых они отличались тем, что имели редкую сетку колонн, это позволяло разместить внутри больше оборудования и удобнее его разместить, потому что стойки не мешали. За большепролетные оболочки промышленных цехов с редкой сеткой колонн я получил Государственную премию.

Также среди наших работ перекрытие 5-го автобусного парка в Автово и эллиптический купол опытного бассейна в ЦНИИ имени академика Крылова, очень большой купол.Когда я только пришел, Проектный институт как раз этим куполом занимался. Я посмотрел проект и сказал – надо менять стрелу подъема, иначе слишком пологий купол получается, а это опасно. Была стрела подъема 9 метров, мы сделали 12. Тьфу-тьфу, работает до сих пор. За этот купол у меня премия Совета Министров СССР.

В Проектном институте я проработал около двадцати лет. Запомнилась хорошая рабочая атмосфера, никаких склок не было. В институт брали далеко не всех, требования к подготовке специалистов были достаточно высокими. Отсюда – хотя бы, к примеру, на тех объектах к которым я имел отношение – ни одной не было аварии. В Автово я сам лазал на эти арки, проверял как сделаны швы – там арматура установлена, а сверху шов должен быть забетонирован, чтобы арматура не проржавела. В 1981-м году я ушел из Проектного института обратно на матмех, и должен сказать, на моих глазах выросло весьма сильное поколение инженеров. Также и в ЛИСИ работал, читал спецкурс по оболочкам. Потом, правда, начался бардак – но это во всей стране. Если возродят Проектный институт №1 – хорошо, будут большие молодцы.    

Новости

Важнейшие проекты института