Рус / Eng

Анатолий Владимирович Шапиро

За сорок лет работы в Проектном институте №1 прошел путь от инженера до главного инженера. Как сотрудник Специального конструкторского отдела проектировал промышленные оболочки. Среди его работ — уникальные конструкции торгового центра в Челябинске и многие другие. Кандидат технических наук, лауреат Государственной премии СССР. 

От первого лица:

Я окончил ЛИИЖТ, факультет «Мосты и тоннели», даже страшно вспомнить, в 1956 году. После института работал три года в «Мостростое-6», строили в том числе мост в Выборге вокруг замка, тогда я уже был в должности заместителя начальника колонны. Но тут у меня внезапно умер отец, и я приехал в Ленинград. Дядя у меня работал в резиновой промышленности и был связан с Проектным институтом № 1, и я пошел работать туда, поначалу простым инженером, то есть снизу снова начал. Ну а действительно – я же не проектировал до этого, разве что в рамках курсовых. И в ПИ-1 за сорок лет я прошел все ступени, от инженера до главного инженера. Работал в СКО – специальном конструкторском отделе, проектировал безраскосные фермы, а в основном занимался промышленными оболочками, сотрудничали мы с Павилайненом Вольдемаром Яковлевичем, который делал расчеты для этих конструкций. Построили мы некоторое количество весьма значимых объектов – два автобусных парка в Ленинграде, 5-й и 6-й, где были бочарные своды, 96 метров из сборного железобетона, в Минске оболочка 103 на 103 метра, в Челябинске 102 на 102, в Финляндии построили оболочку. Все это в сборном железобетоне, тогда его предпочитали монолитному из-за серьезной экономии материалов и меньшей трудоемкости непосредственно на строительной площадке: детали для конструкций из сборного ж/б делали на заводах. З0 процентов экономии бетона давали сборные оболочки и 20-25 процентов экономии стали. Оболочек этих было четыре направления, каждым занимался свой ПИ, наши были, пожалуй, самые лучшие, они хорошо работали на сжатие.

Затем пошли промышленные здания – в Череповце, на Кировском заводе. Стало модным делать двухэтажные промышленные здания, чтобы под общей крышей получалась двойная площадь: на верхнем этаже производство, требующее обширной площади, большие станки, а внизу уже помещения с более частой сеткой колонн 6 на 6 метров. Но я придумал как сделать ее реже, 12 на 12 метров, за счет шатровых перекрытий. Интересная задача была при проектировании здания для завода им Лепсе в Ленинграде: им было нужно чтобы нагрузка оболочки была ни много ни мало 5 тонн на квадратный метр. И что? Мы собрали им опытную оболочку, а поскольку она 44 метра, то 700 тонн надо было нагрузить. Привезли с завода гору бетонных обломков, 140 машин, над нами заводчане издевались – да вы что, обалдели, она лопнет у вас! Нагрузили 4 ряда блоков – и ничего, все в порядке.

Ушел я только в начале 2000-х в НПО «Геореконструкция-Фундаментпроект», с которым мы новый надземный вестибюль метро «Горьковская» проектировали. За время моей работы в ПИ № 1 переезжали несколько раз, помню, в особняке Лобанова-Ростовского у меня был кабинет на втором этаже, отлично виден Исаакий, и я все время поражался, как он садится, махина эта – центральная часть просела сантиметров на 60, а портики вокруг – гораздо меньше. Вот так садятся дома в Ленинграде, надо учитывать.    

Новости

Важнейшие проекты института